В самом начале работы с модулем:
1) Выбрать схему проводок по столовой (рекомендуется типовая схема).
2) Прочитать разделы и "Настройка аналитик, счетов, концепция бухучета в Столовой" и "Заполнение специализированных справочников".
3) Внести изменения в справочники Аналитический учет, План счетов (а также Торговые предприятия, Кассы предприятия, если будете использовать непопулярные схемы проводок по столовой) и Параметры задачи в соответствии с пунктом "Настройка аналитик, счетов,концепция бухучета в Столовой".
4) Нужно добавить остатки всего сырья (всех блюд, а также денежных средств, товара и/или готовой продукции - при непопулярных схемах проводок по столовой), которые на конец предыдущего месяца оставались в столовой: Первичные документы – Бухгалтерские справки.
Добавляем F6 «шапку» справки с примечанием (поле «Содержание»), которое при необходимости позволит вам быстро найти введенные остатки. По F7 спускаемся на уровень информации для проводок. По F6 добавляем записи в корреспонденции с субсчётом счета 00 (проследите за его наличием в Плане счетов):
- остатки сырья в Д 10-… (или 20-… , если «Сырье в производстве на счете 20» – Сервис – Системные параметры, закладка Общепроизводственные), по дебету указываем местоположение (R10 столовая-кухня TASKANAL), номенклатуру (R08 сырье), количество и сумму по учетной цене;
При использовании непопулярных схем проводок по столовой:
- остатки блюд в столовой-кухне в Д 43-столовая (или 41-… , хотя мы не рекомендуем такой способ учета), указываем местоположение (R10 столовая-кухня), номенклатуру (R197 блюда), количество блюд и сумму по себестоимости;
- остатки блюд в столовой-торговом предприятии в Д 43-маг – по себестоимости, Д 00-41-2 – по рознице, в К 00-42 – наценку (или 41-2-… по – рознице, 42-.. – наценку), указываем местоположение (R20 столовая-торг.предприятие), номенклатуру (R197-блюда или R11-готовая продукция, или R08-товар), количество и сумму;
- если в столовой есть касса, и она пока не отражалась в программе, придется завести еще и остатки по кассе: Д 50-…, дебетовая аналитика R130, код кассы столовой.
Так как эти счета вы пока не отражали в программе, боязни «разрушить баланс» такими проводками (корреспонденция с забалансовым 00) нет, так как не было и самого баланса.
Это выполняется в ПРЕДЫДУЩЕМ месяце (предшествующем началу работы с модулем Столовая).
5) В ТЕКУЩЕМ месяце выполнить Обороты и проводки – Расчет остатков – Полностью, чтобы перенести остатки с конца прошлого месяца на начало текущего. Перенесенные таким образом остатки попадут как входящие в первые отчеты по столовой-кухне (и столовой-торговому предприятию). Их же можно использовать при расчете цен на блюда.
6) Заполнить специализированные справочники.
Теперь ежедневные действия:
1) Приход сырья со склада в кухню Столовой: Первичные документы – Сырье – Приход сырья. Это стандартный документ передачи сырья из подразделения в подразделение (внутренние перемещения MTR).
2) Первичные документы – Блюда – Приготовление блюд. Стандартный 3-хуровневый документ. В "шапке": дата, смена (чаще всего единственная), материально-ответственное лицо. На уровне ассортимента (F7 из шапки) добавляете по F6 изготовленные в эту смену блюда с указанием номера рецептуры и количества порций. Расчёт списания сырья по рецептуре происходит автоматически при возвращении с уровня блюд на уровень шапки документа. Посмотреть рассчитанную рецептуру - F7 с уровня блюд.
Только для непопулярных схем проводок по столовой:
3) Первичные документы – Блюда – Отпуск блюд. Удобней всего формировать переносом из Приготовления блюд. Добавляете "шапку" документа – дату, смену, МОЛ, спускаетесь на этаж блюд F7 и нажимаете CTRL+F6 – добавить из меню. Из документа Приготовление блюд в Отпуск блюд полностью копируется список блюд, относящихся к той же дате и смене, что и в шапке отпуска блюд. При необходимости корректируем количество реализованных порций: часть порций могла оставаться со вчерашнего дня, – или не все приготовленные сегодня блюда были реализованы.
Проводки во всех документах формируются автоматически при выходе из документа, но при необходимости их можно переформировать по CTRL+F5. Просмотр проводок стандартный: CTRL+F4.
4) Формируем управленческий учёт: отчеты – по сырью (по блюдам, а также товарный и кассовый, но уже в модуле Розничная торговля). Подробности работы с кассой и товарными, кассовыми отчётами - в описании модуля Розничная торговля.
Подробности работы с документом "Обеды в столовой" и прочих деталей бучхучёта по столовой, связанных с зарплатой и отчислениями, ищите в описании модуля Зарплата.